Вариатор — это один из видов автоматических коробок передач (АКПП), это механическая бесступенчатая передача.
Внешний вид АКПП не отличим от автомобиля с простой АКПП.
В такой АКПП нет первой или второй передачи, они переключаются незаметно для водителя и весьма плавно.
Вариатор способствует плавному и непрерывному изменению передаточного числа, когда автомобиль разгоняется или тормозит.
Работа и функциональность вариатора
Работает вариатор благодаря трем управлениям:
1. Ручное управление
2. Управление через гидравлику
Руками можно включить только если вам нужно припарковаться. Таким образом, он функционирует постоянно, и когда мотор не работает и когда зажигание не работает. Но - система защиты на парковку не касается этого. И если машина поедет накатом, а Вы включите парковку - зубчик, который блокирует первую шестерню основной передачи просто срежет, и этого режима у вас просто не будет.
Гидравлически начинают работать режимы прямого хода и реверса. Таким образом, сместив ручку управления вариатором Вы подаете давление ATF в муфту прямого хода или реверса. А здесь уже срабатывает защита. Если автомобиль еще катится вперед со скоростью более пяти км в час, а вы попытаетесь включить реверс - он не сработает. Такова система защиты.
Электрическое управление вариатора работает от основного контроллера - мозгов вариатора. Там внутри можно найти микропроцессор со специальной программой и немного вспомогательной электроники.
Для того, чтобы контролировать работают 4 датчика - датчик оборотов первичного вала, вторичного вала и первой шестерни главной передачи, а также датчик скорости автомобиля.
Первые 3 датчика - индукционные катушки с небольшим магнитом, которые установлены напротив зубчатых венцов шкивов и первой шестерни основной передачи. Сигнал от них можно услышать только при работе валов. Состояние их цепи легко можно проверить простым омметром - это просто катушка проволоки с небольшим магнитом внутри.
В итоге отметим, что вариаторы можно считать куда более совершенным типом трансмиссионной системы по сравнению со стандартными автоматическими КПП. Улучшенные характеристики отражаются в улучшенной динамике разгона, меньшем расходе бензина, более плавной езде у машин, у которых есть клиноременные вариаторы. И в тоже время, вариаторы сконструированы проще, чем простые АКПП.